Прокурор разъясняет


01.06.2015

Какие технические средства надзора и контроля могут использоваться в исправительных учреждениях?

Применение технических средств надзора и контроля при организации режима исполнения наказания в виде лишения свободы регламентирует ст. 83 УИК РФ.

Целями применения технических средств надзора и контроля являются предупреждение побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и получение необходимой информации о поведении осужденных.

Используемые в исправительных учреждениях (далее - ИУ) технические средства надзора и контроля применяются как средства наблюдения, оповещения (сигнализации), связи. Они же обеспечивают активное или пассивное противодействие попыткам совершения осужденными противоправных деяний, а также поиск и обнаружение осужденных и имеющихся у них запрещенных предметов и веществ.

Технические средства, обеспечивающие неприкосновенность периметра охраняемой зоны ИУ или блокирующие какие-либо помещения, предупреждают совершение побегов, других преступлений и правонарушений не только психологическим воздействием на сознание осужденных о том, что их попытки администрацией ИУ будут своевременно обнаружены и пресечены, но в ряде случаев и физическим (шокирующим) воздействием либо лишением фактической возможности совершить преступление (например, блокирование с помощью электронных приборов дверей, ворот и т.п.).

С учетом этих обстоятельств в законе содержится требование к администрации ИУ уведомлять под расписку осужденных о применении указанных средств надзора и контроля. Необходимо отметить, что с помощью системы технических средств обеспечивается не только профилактика нарушений, но личная безопасность персонала, лиц, посещающих ИУ, а также самих осужденных.

Какой порядок оформления доверенности в исправительном учреждении?

Как следует из пункта 103 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (ПВР ИУ), утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.05 № 205, осужденные по своему желанию могут за счет собственных средств пользоваться услугами предприятий коммунально-бытового обслуживания, расположенных в районе дислокации исправительного учреждения.

В соответствии с пунктом 104 данных Правил к таким услугам относятся и нотариальные услуги. То есть, для оформления доверенностей осужденный вправе как лично, так и через своего защитника или представителя обратиться в нотариальную контору (нотариусу), расположенную на территории района нахождения исправительного учреждения, в котором он отбывает наказание.

Согласно ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.93 № 4462-1, в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно, глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право удостоверять доверенности.

Таким образом, в населенном пункте, где нотариус имеется, удостоверение начальником учреждения доверенности является его правом, а не обязанностью. В случае отсутствия нотариуса в районе дислокации исправительного учреждения, удостоверение доверенности осуществляется начальником исправительного учреждения.

За чей счет отправляются письма при обжаловании решений государственных органов или переписка с Европейским судом по правам человека?

Переписка осужденных к лишению свободы регламентирована статьей 91 УИК РФ.

Как следует из части 1 данной статьи, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 383 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей (далее регламент).

В соответствии с пунктом 11 регламента подозреваемые, обвиняемые и осужденные вправе подавать обращения только от своего имени. Расходы по приобретению канцелярских товаров и оплата расходов по пересылке письменных обращений производится в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с решением Верховного Суда Российской Федерации от 21.10.2008 № ГКПИ 08-1741 данное положение не устанавливает во всех случаях обязанность осужденных оплачивать почтовые расходы.

Конституция Российской Федерации, провозглашая и гарантируя права и свободы человека и гражданина, исходит из того, что их реализация осуществляется в определенном порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации определяет, что осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (статья 12). При этом статья 91 настоящего Кодекса устанавливает порядок отправления письменной корреспонденции, в соответствии с которым осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества.

Вместе с тем, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает право каждого осужденного на пересмотр вступившего в законную силу приговора суда в надзорной инстанции, возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (главы 48, 49).

В силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 3 мая 1995 года № 4-П, от 2 июля 1998 года № 20-П, от 4 апреля 1996 года № 9-П, от 12 марта 2001 года № 4-П, Определениях от 12 мая 2005 года № 244-О и от 13 июня 2006 г. №274-О, находящиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденные к наказанию в виде лишения свободы, которые не трудоустроены и не имеют денежных средств на лицевом счете, не могут быть лишены права доступа к суду.

Таким образом, отсутствие на лицевом счете осужденного денежных средств не является препятствием для отправки его простых или заказных писем при обжаловании решений государственных органов или адресованных в Европейский суд по правам человека. В данном случае расходы, связанные с отправкой данных писем возлагаются на государство.

Имеют ли осужденные к лишению свободы право на получение высшего образования?

В соответствии со ст. ст. 108, 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования, а также при отсутствии профессии (специальности) – начального профессионального образования или профессиональной подготовки.

Уголовно-исполнительное законодательство не регламентирует организацию получения осужденными в исправительном учреждении высшего образования.

Таким образом, по общему правилу, высшее образование осужденные, отбывающие наказание в исправительных колониях и колониях-поселениях, получают на конкурсной основе, по собственному желанию и за свой счет в соответствии с договором об оказании образовательных услуг с высшим учебным заведением.

Администрация исправительного учреждения оказывает содействие в получении осужденными высшего образования, в том числе при посещении колонии преподавателями ВУЗа.

Является ли обязательным участие осужденного в культурно-массовых мероприятиях, физической зарядке?

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений не устанавливают обязанность осужденного принимать участие в культурно- массовых мероприятиях, проводимых в учреждении.

Участие в подобных мероприятиях осуществляется осужденными на добровольной основе. Однако участие в культурно-массовых мероприятиях может быть учтено при определении степени исправления осужденного, а также при решении вопроса об условно-досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания.

Вместе с тем, п. 14 ПВР ИУ закреплена обязанность осужденного соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении.

Физическая зарядка является одним из пунктов распорядка дня исправительного учреждения, который осужденные обязаны соблюдать. В случае отказа осужденного от выполнения физической зарядки к нему могут быть применены меры взыскания, установленные ст. 115 УИК РФ.

С кем, кроме адвоката, предоставляются свидания без ограничения их количества?

Согласно ч. 8 ст. 12, ч. 4 ст. 89 УИК РФ, а также п. 83 ПВР ИУ свидания без ограничения их числа могут быть предоставлены осуждённым с адвокатами, а также иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи.

При этом предоставление осуждённым свиданий с иными лицами для оказания юридической помощи должно осуществляться только в отношении тех граждан, которые обладают правом на такую деятельность, а не просто способны оказывать юридическую помощь в силу наличия юридического образования.

В УИК РФ отсутствует перечень лиц, обладающих правом оказания квалифицированной юридической помощи. Однако к этой категории следует относить тех, кто наделён таким правом в силу правоустанавливающего документа и имеет юридическое образование, например: а) адвокат; б) сотрудник организации, зарегистрированной в установленном порядке и уставом которой предусмотрено оказание юридической помощи, и т.д.

В этой связи близким родственникам осуждённых должны предоставляться свидания для оказания юридической помощи только в тех случаях, когда указанные родственники отвечают вышеизложенным требованиям.

Какие действия должны осуществляться сотрудниками администрации учреждения по вопросам паспортизации осужденных или их пенсионного обеспечения?

Согласно ч. 4 ст. 173 УИК РФ при отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению.

При этом необходимо учитывать, что администрация исправительного учреждения лишь оказывает содействие осужденным в получении, восстановлении и поиске паспорта, а не выполняет функции по его выдаче, которые предоставлены законом Федеральной миграционной службе России.

Таким образом, сотрудники администрации учреждения проводят соответствующую работу по паспортизации в тесном взаимодействии с осужденными.

Так, если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства.

Гражданам России, содержащимся в учреждениях, которые до осуждения не имели паспортов или утратили их, паспорта оформляются и выдаются подразделениями ФМС, на территории обслуживания которых находятся исправительные учреждения, на основании представленных администрациями этих учреждений запросов с приложением заполненных заявлений о выдаче (замене) паспорта и двух личных фотографий.

В случаях, когда принятые меры не дали положительных результатов (не сохранилась картотека с заявлениями о выдаче (замене) адресно-справочные учеты и другое), личность гражданина устанавливается по совокупности имеющихся у него документов (свидетельству о рождении, заключении (расторжении) брака, военному, профсоюзному, охотничьему билетам, справке об освобождении из мест лишения свободы, основному документу, удостоверяющему личность гражданина РФ, за пределами РФ, трудовой книжке, пенсионному, водительскому удостоверениям и иным документам), а также путем запроса необходимых сведений и документов об устанавливаемом лице на предприятиях, в органах, учреждениях, организациях, образовательных учреждениях, воинских частях, военных комиссариатах, где он работал, проходил службу (военную службу), обучался или отбывал наказание.

Решение о принадлежности осужденных к гражданству РФ принимается должностными лицами органов ФМС России, действия или бездействия которых могут быть обжалованы в досудебном и судебном порядке.

По вопросу пенсионного обеспечения, основными задачами ответственного представителя исправительного учреждения является подготовка необходимых документов для назначения (перерасчета) и выплаты пенсии осужденным, а также своевременное представление их в соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, по месту нахождения учреждения. Указанный сотрудник получает в органе, осуществляющем пенсионное обеспечение, пенсионное удостоверение осужденного, которое хранится в личном деле осужденного и выдается ему на руки в день освобождения.

При назначении государственной пенсии кроме документов, необходимых для назначения данного вида пенсии, во всех случаях администрацией исправительного учреждения представляется паспорт осужденного и справка о нахождении (пребывании) осужденного в исправительном учреждении. В указанном свете также проявляется важность взаимодействия сотрудников учреждения и заинтересованность осужденных в получении паспорта.

После освобождения пенсионера из мест лишения свободы пенсионное дело пересылается к месту его жительства или к месту пребывания по запросу органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на основании заявления пенсионера, справки об освобождении из мест лишения свободы и документа о регистрации, выданного органами регистрационного учета.

Порядок признания лица, осужденного к лишению свободы, инвалидом.

Порядок решения данного вопроса регулируется Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Для решения вопроса об инвалидности гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (медицинская часть ИУ, либо медицинское учреждение уголовно-исполнительной системы).

Данная организация направляет осужденного на медико-социальную экспертизу по его заявлению после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали осужденному в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой он (или его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Решение последнего также может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Каким образом должен осуществляться досмотр передач, адресованных осужденным их родственниками и иными лицами?

В соответствии с п.п. 93, 94 ПВР ИУ вскрытие и досмотр содержимого передач производится сотрудниками исправительного учреждения в присутствии адресатов.

При приеме передачи сотрудник учреждения разъясняет доставившему, какие предметы, вещества и продукты питания запрещены к выдаче осужденным, а также предупреждает его об административной и уголовной ответственности за их передачу осужденному ухищренным способом. Прием передачи осуществляется при наличии описи находящихся в ней продуктов (предметов), подписанной передающим лицом.

Передача проверяется по весу и ассортименту. Содержимое должно осматриваться аккуратно. В необходимых случаях хлебобулочные изделия и другие предметы могут разрезаться, сыпучие продукты пересыпаться, а жидкие – переливаться в другую посуду. При достаточных основаниях полагать о наличии в банках, консервах и упаковках запрещенных предметов, они могут вскрываться и осматриваться.

Содержащиеся в передачах запрещенные вещи возвращаются передающему их лицу с указанием причин возврата. По фактам изъятия из передач запрещенных вещей, которые могли быть использованы осужденными в преступных целях, в установленном порядке проводится проверка.

Кем утверждается допустимый вес передачи? Входят ли в вес передачи книги, питьевая вода, табачные изделия?

Согласно ч. 1 ст. 90 УИК РФ вес одной передачи не должен превышать вес одной посылки. В свою очередь, максимальный вес одной посылки определяется почтовыми правилами.

Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 15.04.2005 г. №221 «Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи» предельная масса посылки составляет 20 кг. Следовательно, данное правило распространяется на вес передачи в рамках уголовно-исполнительного законодательства РФ.

В вес передачи входят все продукты и предметы первой необходимости, в том числе питьевая вода, табачные изделия, книги.

Однако согласно ч. 3 ст. 95 УИК РФ посылки и бандероли с литературой, приобретаемой через торговую сеть, не включаются в количество посылок и бандеролей, которое вправе получать осужденный.

В каких случаях разрешается предоставление длительных свиданий с гражданскими жёнами?

В практике часто возникает неправильное истолкование понятий «гражданская жена» и «сожительница».

Вместе с тем данные понятия различны по своему смыслу. Так, гражданской женой (супругой) признают представительницу женского пола, с которой (в нашем случае, у осуждённого) заключен брак в соответствии с законодательством РФ (Семейным Кодексом РФ, а также Федеральным законом от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»).

При этом совместное проживание без регистрации брака называется сожительством, другими словами «фактический брак».

Следовательно, сожители – это люди, живущие вместе без регистрации отношений в установленном законом порядке. То есть, сожительницу следует рассматривать исключительно как иного члена семьи, некоторые права у которого имеются.

Применяя уголовно-исполнительное законодательство РФ, следует учитывать положения ч. 2 ст. 89 УИК РФ и п. 67 ПВР ИУ, согласно которым длительные свидания предоставляются, в частности, супруге осуждённого, т.е. его гражданской жене. Согласно п. 68 ПВР для возможности получения свидания с гражданской женой необходимо предоставить паспорт, свидетельство о браке либо иные документы, подтверждающие наличие брака.

Кроме того, согласно вышеназванным нормам длительные свидания могут быть предоставлены сожительницам, но только с разрешения начальника исправительного учреждения, либо лица, его замещающего.

Справки о нахождении в фактических брачных отношениях органами ЗАГСа и другими государственными органами не выдаются.

Между тем, документами, подтверждающими сожительство, могут являться, например, свидетельство о рождении общего ребёнка, свидетельство о принятии отцовства (материнства), справка от участкового инспектора по месту совместного проживания или иные документы.

Имеется ли ограничение по количеству поощрительных свиданий в год? Можно ли сразу использовать положенное и дополнительное свидание?

Согласно ч. 2 ст. 114 УИК РФ в порядке поощрения осуждённым в течение года может быть предоставлено дополнительно до четырёх краткосрочных или длительных свиданий. Осуждённому предоставляется право выбора вида свидания.

Если в отношении положенных осужденному свиданий действует норма о том, что последующие свидания предоставляются по истечении периода, равного частному от деления двенадцати месяцев на количество свиданий данного вида, полагающихся осужденному в год, то на свидания, полученные в порядке поощрения, данные ограничения не распространяются. Отсчёт времени их предоставления не следует связывать с предоставлением положенных свиданий.

Однако, необходимо учитывать, что согласно п. 72 ПВР ИУ объединение либо разъединение одного свидания на несколько не допускается. Таким образом, нельзя сразу использовать положенное и дополнительное свидание.

Разрешается ли осужденным хранение и ношение спортивной одежды и обуви?

В соответствии со ст. 82 УИК РФ администрация ИУ обязана обеспечить осужденных формой единого образца, которую последние обязаны носить в исправительном учреждении. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с Приложением №1 к ПВР ИУ (Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать), осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать одежду, головные уборы и обувь (за исключением тапочек, спортивных костюмов и спортивной обуви) неустановленных образцов. В связи с чем, такая одежда и обувь, обнаруженная у осужденных, изымается в установленном порядке, передается на хранение либо уничтожается по решению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт.

Учитывая вышеуказанное положение, у осужденных не изымается комплект спортивного костюма и спортивной обуви, хранение которых разрешено в личных вещах осужденного, а ношение - только во время спортивно-массовых мероприятий.

Заместитель Крымского прокурора
по надзору за соблюдением законов
в исправительных учреждениях

советник юстиции                                                                                                                                                     Р.Р. Бекиров

Поделиться:

Назад

Дата последнего обновления: 01.06.2015 17:42

архив новостей

« Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
2024 2023 2022  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия