Прокурор разъясняет


03.11.2017

Статьей 23 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 10.06.2008 № 76-ФЗ, предусмотрено участие общественных объединений в осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека, а также содействие указанных объединений граждан в работе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

Общественный контроль осуществляют общественные наблюдательные комиссии, а содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания - общественные объединения и социально ориентированные некоммерческие организации.

Эти положения уголовно-исполнительного законодательства о допуске общественности к участию и контролю за деятельностью государства в сфере исполнения уголовного наказания, является проявлением принципа демократизма, закрепленного в статье 8 УИК Российской Федерации.

С сентября 2017 года начала свою работу Общественная наблюдательная комиссия Республики Крым, представители которой 21.09.2017 посетили ФКУ «Исправительная колония № 1 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю».  

Основными формами деятельности общественной наблюдательной комиссии являются: посещение мест принудительного содержания для осуществления общественного контроля, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подготовка решений по результатам проведения общественного контроля.

Решения общественной наблюдательной комиссии направляются администрациям исправительных учреждений, средства массовой информации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в иные компетентные государственные органы или их должностным лицам, с целью принятия последними в пределах компетенции мер по устранению выявленных нарушений прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

Члены общественных наблюдательных комиссий при осуществлении общественного контроля за обеспечением прав человека в исправительных учреждениях вправе беседовать с осужденными в условиях, позволяющих представителям администраций исправительных учреждений видеть их, но не слышать.

Они также вправе посещать места принудительного содержания в уведомительном, а не разрешительном порядке, принимать и рассматривать жалобы содержащихся там лиц, запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии.

Общественные объединения оказывают содействие лицам, находящимся в местах принудительного содержания, в вопросах обеспечения благоприятных условий их содержания, создания условий для их адаптации к жизни в обществе. Они также оказывают содействие и администрации учреждения и органа, исполняющего наказания, в целях исправления осужденных к лишению свободы.

Основными формами содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, являются: участие совместно с администрациями исправительных учреждений в воспитательном процессе осужденных, получения последними образования, решении вопросов их трудового, жилищно-бытового устройства после освобождения, в решении вопросов, связанных с оказанием им медицинской помощи, обеспечением их свободы совести и вероисповедания.

Общественные объединения оказывают и иные формы содействия администрациям исправительных учреждений и непосредственно осужденным.

Порядок посещения учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, регламентирован статьей 24 УИК Российской Федерации и вышеуказанным федеральным законом.

Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, в целом ряде случаев необходимо как в плане исполнения служебных обязанностей со стороны соответствующих должностных лиц, так и в плане реализации общественного долга для контроля за деятельностью указанных учреждений и органов или оказания содействия в их деятельности.

Ряд лиц, имеющих право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения, наделены законом дополнительными правами.

Так, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации при осуществлении своих полномочий вправе беседовать с осужденными наедине в условиях, позволяющих представителю администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, видеть беседующих, но не слышать их.

Право посещения учреждений и органов, исполняющих наказания, предоставляется законом и представителям средств массовой информации и некоторым другим лицам, не входящим в число лиц, указанных в части 1 статьи 24 УИК Российской Федерации. Однако в отличие от последних, представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения исполнения наказаний, только по специальному разрешению администрации этих учреждений либо вышестоящих органов.

К категории иных лиц относятся родственники осужденного, его близкие, адвокаты, лица, имеющие право оказания юридической помощи, священнослужители, которые могут посещать осужденных.

Прокурор
советник юстиции
Е.В. Барюгин

Назад

Дата последнего обновления: 03.11.2017 19:50

архив новостей

« Декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
2018 2017 2016  
Что делать, если в отношении осужденного предпринимаются мошеннические действия?
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия

важная информация